Как снять полнокупольный фильм?
Оператор на 180 градусов: интервью с Андреем Пожарским
Оператор фильма «История одной Песчинки» Андрей Пожарский делится опытом работы над проектом: необычные задачи, уникальная техника и съёмки на краю света.
Оператор фильма «История одной Песчинки» Андрей Пожарский делится опытом работы над проектом: необычные задачи, уникальная техника и съёмки на краю света.
  • Какое оборудование использовали для съемки в таком формате? Были ли сложности с его адаптацией к натурным условиям?
Для съемок фильма я использовал камеру Canon R5mII. На данный момент это единственная камера, которая соответствовала всем нашим параметрам, таким как: качество материала, разрешение, компактность и удобство использования. Учитывая то, что в поисках кадров нам нередко приходилось искать труднодоступные локации - важно было, чтобы камеру и все доп.оборудование можно было унести на руках. В итоге комплект получился довольно компактный и мы смогли взять даже небольшой слайдер. Но тут мы столкнулись с другой особенностью съемки для полного купола -- охват 180 градусов. Т.е. в кадр постоянно попадает всё вокруг (включая часть слайдера, съемочную команду и т.п.). Так что приходилось прятаться во время мотора и кадрировать так, чтобы акцентировать внимание зрителя на нужных нам деталях.
Серия "приключения камеры"
Отдельно стоит упомянуть и про то, что "окружало" нашу камеру - это и придуманная система крепления оптики, и порядка 20 небольших устройств, для контроля и передачи изображения, нескольких вентиляторов, системы крепления, чтобы весь это конструктор был мобильным и надежным.
  • Были ли моменты, когда вы понимали, что «так, как привыкли, снимать не получится»?
Безусловно. И тут речь не только про широкий угол обзора или невозможность поставить свет, но и про контроль отснятого материала. Изображение на плейбек приходило в виде круга. Т.е. сферическая картинка сжималась в круг - края искажались, а зона внимания зрителя занимала не больше 1/10 части всего изображения. Так что нам с режиссером фильма Натальей Анисимовой пришлось немного "трансформировать" наше восприятие этого изображения, чтобы сразу понимать как кадр будет выглядеть на куполе и получился ли он.

  • Если бы у вас была возможность переснять что-то – что бы изменили?
Пожалуй, подольше остаться в Териберке и дождаться погоды, потому что пейзажи там просто идеальные для наших съемок, а хорошая погода бывает не часто.

Г. Кировск, подножие горного массива Хибины. Июль 2025.
  • Как вы считаете, будет ли расти интерес к натурным съемкам в полнокупольном формате кино?

Мне кажется, это интересное направление и оно продолжит существовать не только на куполах планетариев, но и в кинозалах со сферическимм диодными экранами - там и качество изображения будет иным и угол съемки может быть разным.
Концертная площадка внутри здания Sphere в Лас-Вегасе.
Спасибо за чтение!

Подробнее о проекте "История одной Песчинки" мы рассказываем в наших соц-сетях
Made on
Tilda